• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Студенты Вышки провели первый круглый стол на тему осознанной новогодней благотворительности " Новогодняя благотворительность. Как помочь и не навредить?"

8 декабря в НИУ ВШЭ состоялся круглый стол на тему осознанной благотворительности «Новогодняя благотворительность. Как помочь и не навредить?». Мероприятие стало площадкой для дискуссии экспертов из сферы НКО, социально ответственного бизнеса, исследователей и студентов.

В главном вопросе встречи «Надо ли дарить дарить подарки детям из детских домов на Новый год?» участникам удалось прийти к единогласному решению: подарки дарить можно, если вы лично знаете подопечного, которому хотите сделать приятно. Ведь мы дарим подарки своим друзьям, почему мы должны поступать иначе с детьми в трудной жизненной ситуации, если хотим воспитать их как полноценных членов общества?
Другое дело, если это разовая история. Эксперты считают, что подарки и представления от волонтеров, которых дети видят в первый и последний раз в своей жизни, бесполезны и даже вредят.
«Если вы не знаете этого ребенка, не дарите ему подарок. Задайте себе вопрос: нормально ли, чтобы незнакомые люди дарили вам подарок? Вспомните, чему нас учили взрослые: не бери конфетку у незнакомого человека. Не принимай подарков. Чем ситуация с детским домом отличается от этого? Думаю, что если бы к вам в квартиру пришли незнакомые люди, стали бы вас обнимать и дарить подарки, вам бы это не очень понравилось», — приводит удачный пример из воспитания Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Активное обсуждение темы новогодней благотворительности открыло несколько проблем, о которых не принято задумываться во время участия в подобных акциях:

Во-первых, цена подарка. Для детей из детских домов характерен вещизм, когда без обладания определёнными предметами, они считают себя неполноценными. Чтобы избежать этого, необходимо объяснять, что подарок — не единственный способ показать ценность друга. В дружбе ценят понимание, взаимопомощь и заботу, которые могут выражаться в словах и поступках.
Также не стоит покупать дорогие подарки, потому что они воспитывают потребительское отношение. Объясняйте ребенку, что подарки ценят не за их стоимость, а как символ теплых взаимоотношений.
Во-вторых, уместность подарка. В идеале проверять все намерения относительно подарков, отвечая на вопрос «Чем поможет то, что я делаю сейчас для ребенка в его взрослой жизни?». По этой причине многие благотворительные фонды и представители социально активного бизнеса стали проводить так называемые «социальные ёлки», где учат полезным навыкам вместо подарков.
Если же хочется подарить что-то, что будет стоять на полочке, то стоит позаботиться о том, чтобы ребёнок мог и хотел самостоятельно или с помощью взрослых пользоваться этим. Также нет смысла дарить большие вещи, потому что для их хранения, как правило, нет места.
В-третьих, коррупционная составляющая. Речь идёт о тех ситуациях, когда подопечный детский дом просит у волонтёров вещи из базового списка необходимых вещей, вы стали замечать, что подаренные подарки куда-то исчезают или дети жалуются, что у них отбирают их. В таких ситуациях необходимо обращаться в специализированные организации. Например, в «Все вместе против мошенников», которую представляла Мила Геранина: «Только не пытайтесь разобраться самостоятельно. Есть организации, которые собаку на этом съели. Доверьте все проверки им».
А что делать студентам, у которых нет денег на нужные подарки или компетенций по обучению детей? Есть несколько решений:
1. Станьте другом детям. Им не хватает наставников, которые покажут внешний мир. Обратитесь за поиском своего подопечного в благотворительную организацию или начните помогать своим студенческим проектам. В Вышке есть «Открой глаза», «Tutor for Pupils» и «Best Buddies HSE». Они будут очень рады вашему активному участию!
2. Обучите навыкам своей специальности. Организуйте или присоединитесь к действующем инициативам: проведите лекцию или мастер-класс по профориентации. Расскажите чем занимаетесь, где этому учат, зачем это нужно и что можно начать делать для получения профессии уже сейчас. Если позволяет время и возможности — сделайте повторные личные встречи тем, кто особо заинтересовался вашей темой: индивидуально проработаете шаги, которым можно обучить.
3. Возьмите диссертацию или курсовую работу на тему благотворительности. В этой сфере тоже нужна экспертиза. Фонды проводят исследования, но им не хватает кадров, которые бы делали это с определенной периодичностью. Ваш студенческий опыт точно пригодится. Вот она  — возможность сделать исследовательскую работу применимой на практике. Не упустите такую возможность!